Высокий суд Англии запретил ВЭБу судиться с банком Barclays в LCIA
Комментарий Григория Волкова для издания Ведомости
5 декабря 2024

Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) не обладает юрисдикцией для разрешения спора российской госкорпорации ВЭБ.РФ с крупным британским банком Barclays по поводу долга последнего по валютным свопам. Такое решение вынес Высокий суд Англии и Уэльса – государственная инстанция признала свою исключительную компетенцию рассматривать это дело. «Ведомости» ознакомились с решением суда.

ВЭБ и Barclays с весны 2023 г. ведут спор в судах двух юрисдикций – отечественной и британской. В мае прошлого года ВЭБ обратился в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с банка задолженности по соглашению о свопах (обмен валютами с обязательством обратного обмена в будущем). Изначально даты завершения свопов приходились на 2023–2025 гг., но Barclays досрочно прекратил сделки по спорным соглашениям из-за введения против ВЭБа международных санкций в феврале – марте 2022 г. Из-за этого у банка возникла обязанность выплатить ВЭБу неустойку, которую Barclays не отрицает: в переписке стороны даже согласовали сумму почти в $148 млн (10,4 млрд руб.). Но британский банк утверждает, что не может платить из-за санкций.

Григорий Волков, партнер Briefcase Law Office, ответил на вопросы издания относительно стремления Barclays перенесения спора из LCIA в Высокий суд Англии и Уэльса, а также оценил шансы взыскания долга в каждой юрисдикции.

1Barclays можно предположить, что преследует две цели, требуя передачи спора из LCIA в Высокий суд Великобритании. Во-первых, рассмотрение дела в государственном суде означает, что дело будет рассмотрено не арбитрами, которые могут быть из разных юрисдикций, а государственными судьями, которые являются подданными Великобритании, и санкционной аспект будет проанализирован в более ожидаемом для Barclays русле. Во-вторых, рассмотрение дела в Высоком суде Великобритании будет сопряжено с рядом сложностей для ВЭБ.РФ, который ранее уже заявлял, что из-за санкций имеет затруднения в доступе к британскому правосудию: обеспечение личной явки представителей, оплата издержек, специальные требования к представителям для рассмотрения дела в Высоком суде Великобритании – все это потенциальные преимущества для Barclays, которыми сторона пользуется, основываясь на тексте оговорки.

 Представляется, что ВЭБ.РФ имело бы больше шансов на взыскание долга в LCIA по сравнению с Высоким судом Великобритании, поскольку при надлежащем сопровождении дела состав арбитров, которые могли бы рассматривать спор по регламенту LCIA, сформировался бы беспристрастным, а оценка санкционного аспекта была бы всестороннее. Кроме того, решение LCIA было бы проще принудительно исполнить в тех государствах, которые являются участниками Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, и на территории которых имеются активы Barclays. Далеко не все государства de facto исполняют решения Высокого суда Великобритании, что сужает перечень имущества, на которое может претендовать ВЭБ.РФ при лучшем исходе. Это дело в очередной раз напоминает, как важно с особой серьезностью подходить к составлению арбитражной оговорки, учитывая, что Barclays абсолютно обоснованно воспользовалось своим правом перенести спор в государственный суд Великобритании.

Упомянутые лица
стаж
5 лет
образование
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) (бакалавр с отличием, 2019)
МГУ имени М. В. Ломоносова  (магистр с отличием, 2021), МГУ имени М. В. Ломоносова  (аспирант, 2024)
язык
Английский,
Немецкий
дополнительное образование
International law in action: the arbitration of international disputes, Leiden University (2023)
Contract Law: From Trust to Promise to Contract, Harvard University (2022)
Григорий занимается представлением интересов крупнейших иностранных и российских компаний в национальных судах и международных коммерческих арбитражах. В спектр его профессиональных интересов входит альтернативное разрешение споров, поиск и выявление активов в России и за рубежом, приведение в исполнение арбитражных решений. Другая сфера профессиональных интересов Григория связана с разрешением обособленных споров в деле о банкротстве и сопровождением сложных корпоративных споров.
Ключевые проекты
Представление интересов крупнейшего торгового порта России в споре с немецким подрядчиком по поводу объема и качества работ, сумма спора более 1,5 млрд и долларов США
Успешное исключение мажоритарного участника с размером доли 67% в условиях корпоративного конфликта. В общей сложности сопровождалось 12 споров. Все были разрешены в интересах клиента – миноритарного участника
Защита интересов ответчика, являющегося крупнейшим кинопроизводителем России, в споре из договора на изготовление фильма «Вий-2. Путешествие в Китай» по немецкому праву с участием компании из Китая, сумма требований более 1,5 млн евро.
социальные сети
контакты
info@briefcaselaw.ru+7 (495) 445-00-82
107045, Москва, Даев переулок, д. 20, БЦ «Даев Плаза»
pro bono
Briefcase Law Office считает социальную ответственность важной составляющей любого бизнеса, в том числе и на юридическом рынке. Команда готова оказывать безвозмездную юридическую помощь в рамках социальных проектов и помочь тем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию.

Сопровождение споров pro bono возможно также в том случае, если спор является прецедентным для российского права. В интересах команды формировать судебную практику.
Узнать больше
© briefCASE law office | 2014 - 2024