Коммерсантъ обсуждает отказ Арбитражного суда г. Москвы в признании решения кипрского окружного суда в РФ: по нему ВГТРК должна была передать долю в вещательной компании АО «РТР-Сигнал» кипрским структурам. Сейчас последние в американском суде требуют вернуть убытки в $84 млн по неисполненному решению кипрского суда.
Партнер Briefcase Law Office Григорий Волков полагает, основываясь на определении Арбитражного суда г. Москвы, ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и АО «РТР-Сигнал» могут не исполнять решение Окружного суда Никосии (Республика Кипр), поскольку стороны разбирательства не были надлежащим образом уведомлены, а также такое решение было вынесено в отношении имущества, находящегося в государственной собственности. Последнее относит спор к исключительной компетенции арбитражных судов РФ. Дополнительным обстоятельством стал факт введения иностранным государством ограничительных мер (запретов и персональных санкций), что привело российский суд к выводу, что российские компании были лишены доступа к справедливому правосудию.
При этом отказ в признании и приведении в исполнение решения Окружного суда Никосии (Республика Кипр) в российском суде никак не затрагивает самостоятельный процесс признания и приведения в исполнение указанного решения в Верховном суде округа Эри (штат Нью-Йорк, США). В международных разбирательствах возможны ситуации, когда одно и то же решение признается одним государством и не признается другим. Однако можно сделать вывод, что российские компании, предъявляя требования в российский арбитражный суд, в первый очередь ставили цель защитить имущество, находящееся на территории РФ от взыскания на основании решения Окружного суда Никосии (Республика Кипр), и с этой точки зрения цель выполнена: взыскание осуществлено не будет.
Учитывая сложившуюся политико-правовую ситуацию, подача подобных заявлений не является редкостью. Российские юридические лица, имея вынесенные против них судебные решения в иностранных юрисдикциях, на этапе исполнения на территории РФ всячески сопротивляются, заявляя о том, что такое решение было принято в условиях санкций и введения мер ограничительного характера, что, в свою очередь, означает отсутствие у стороны спора доступа к справедливому правосудию. К этим аргументам прислушиваются российские суды, внимая позицию ВС РФ, изложенную в деле «Уралтрансмаш» (дело № А60-36897/2020).